Дайджест №0008

Первые шаги нейро-композитора, теоретический способ смотаться в будущее, борьба с астероидами и интеллектуальный нужник.

Это — восьмой и заключительный в этом году выпуск нашего самого развлекательного из технических и самого техничного из развлекательных Дайджеста. Поэтому наша маленькая редакция сильно заранее поздравляет вас с наступающим Новым годом и желает вам приятного чтения.

Что там за пределами?

Теоретики мироустройства, наиболее оторванные от реальности, решили под новый год не мелочиться и заглянуть за горизонт событий, чтобы, во-первых, описать процесс роста черных дыр, а во-вторых, найти непротиворечивый способ путешествовать во времени. Заглянуть за горизонт событий невозможно по определению, но когда теоретиков останавливали подобные мелочи?

В первом случае астрономы сопоставляли измеряемое развитие галактики с изменением (куда менее измеряемым) масштаба черной дыры, находящейся в центре этой галактики. На основании двадцатилетних наблюдений были предложены и отправлены в топку суперкомпьютера несколько миллионов правдоподобных сценариев.

Суперкомпьютер пришел к выводу, что между ростом галактики и ростом ее черной дыры взаимосвязь… есть. Примерно так же, как и средний homo sapiens, черная дыра в первую треть своей жизни бодро развивается, а затем выгорает, впадает в апатию и терпеливо ждет своего конца.

Что же касаемо путешествий во времени, то общая теория относительности предполагает их возможность, но предположения опровергаются всяческими мыслительными экспериментами и парадоксами. На этот раз физики предложили математическую модель путешествий и увидели: что мыслительные парадоксы для Вселенной — плевое дело. В общем, если опустить ученую терминологию, в прошлом вы можете смело пришибить своего дедушку лопатой, и при этом не исчезнуть из реальности.

Можете попробовать на досуге, расскажите, если что-то получится.

Бытовые квантовые вычисления

Обновления в мире прибамбасов: китайцы выложили на прилавки первые портативные квантовые компьютеры. Двухкубитные машинки продаются по сорок тысяч баксов, трекубитные — по шестьдесят. Официально технология называется "спиновые компьютеры на технологиях ядерного магнитного резонанса", неофициально — "бесполезное нечто с дизайном а-ля айкос, весом с мешок картошки и мошеннически невероятными физическими характеристиками". Ждем запуск Doom, тогда поверим.

Тем временем Dell — производитель устройства, на котором этот дайджест написан, — показал концепт модульного ноутбука, а-ля конструктор Lego. Теперь можно (но только концептуально) расчленить ноут со скоростью разборки автомата Калашникова, поменять комплектующие без участия сервисных центров и собрать назад, причем с похмельным тремором.

Google планирует (а кто-то предприимчивый уже продает) нанокерамический планшет с 10,9-дюймовым дисплеем. Apple готовит новые мониторы, которые будут работать под управлением чипов Apple Silicon. Huawei предложил покупателям часы, дисплей которых вынимается из корпуса, что позволяет менять дизайн часов хоть каждый час.

Новый музыкальный жанр: Stable Dissonance

Проект Riffusion разрабатывает вариант применения нейросети Stable Diffusion, адаптированный для генерации музыки на основе текста и изображений. В качестве изображений используются спектрограммы, отображающие изменение частоты и амплитуды звуковой волны со временем. Для получения спектрограммы из звука используется преобразование Фурье, для обратного преобразования — алгоритм аппроксимации Гриффина-Лима.

Соответственно, на выходе тоже формируется спектрограмма, которая затем преобразуется в звук. Музыка может быть синтезирована на основе предложенного шаблона или текстового описания на естественном языке. Система позволяет использовать данный подход для изменения имеющихся звуковых композиций и синтеза музыки по образцу.

На сегодняшний день возможно задавать образцы спектрограмм с эталонным стилем, комбинировать разные стили, выполнять плавный переход от одного стиля к другому или вносить изменения в существующий звук для увеличения громкости, замены отдельных инструментов и изменения ритма.

Редакция ознакомилась с экспериментальной музыкой, чего вам, дорогие читатели, не советует: понятие музыкальной гармонии — ни с математической, ни с эстетической точки зрения — нейросети пока не знакомо.

Добавить «50 способов отсидеть ногу» в ваш плейлист?

И к животрепещущим проблемам современности.

Kohler, американский производитель сантехники, представил умный унитаз Numi 2.0. За $11 500 нам предлагают набор функций, совершенно необходимых современному человеку: голосовое управление унитазом через Amazon Alexa и поддержку стримингового сервиса Spotify.

В остальном, Numi 2.0 снабжен системой обнаружения присутствия владельца (!), поддержкой Comfort Height, подсветкой сиденья и автоматическим омыванием владельца с последующим осушением его потоком тёплого воздуха. Кроме того, для дезинфекции предусмотрены источник ультрафиолетового излучения и система электролиза воды. Для удобства пользователя доступен пульт управления с сенсорным экраном.

Напомним, что недавно американские ученые использовали систему мощных лазеров для того, чтобы подсветить аэрозольные шлейфы, испускаемые унитазами во время смыва. Брызги подсветили, широкую общественность довели до фрустрации — да так, что теперь все замерли в напряжении и ждут дальнейших инструкций.

Всегда есть выбор

Гугл обеспокоился результативностью GPT. Корпорация добра, поднимающая много денег на индексации правильного выбора, внезапно осознала опасность, что пользователи предпочтут задавать вопросы нейросети, а не поиску. Наша редакция поздравляет раскормленные стратегические отделы Гугла с этим своевременным пониманием.

Пока агрегаторы информации ищут баланс между релевантностью выдачи, рекламными бюджетами и собственной репутацией, нейросетевые чат-боты... просто отвечают пользовательским запросам. К чему утруждать себя лишним чтением, лишним анализом, лишними кликами?

К чему человеку выбор? Выбор есть всегда, а с Гуглом вариантов выбора стало слишком много. Глобализация требует быстрого принятия решений.

«Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай большие телевизоры, стиральные машины, автомобили, компакт-диск плееры, электрические консервные ножи. Выбирай хорошее здоровье, низкий уровень холестерина и стоматологическую страховку.» Выбирай будущее. Выбирай… Но зачем мне все это? Я не стал выбирать. Я выбрал кое-что другое… Причины? Какие могут быть причины, ты можешь спросить у GPT.

Куда и чем смотрит NASA?

НАСА объявило о продлении работы «Хаббла» до 2026 года и необходимости ремонта из-за приближающегося предела износоустойчивости телескопа. Для того, чтобы привлечь коммерческих исполнителей миссии, НАСА выпустило на рассмотрение запрос для интересующихся компаний. В запросе указано, что договор будет заключен на основе необменного финансирования, а выполнение этой миссии станет основой для будущих совместных проектов с НАСА.

Другой проект НАСА — Near-Earth Object Surveyor — дорасчитан и переходит к фазе производства. Телескоп станет оборудованием следующего поколения и будет работать в точке, находящейся между Землёй и Солнцем, чтобы отслеживать и описывать потенциально опасные для Земли объекты, размером более 140 м, находящихся на расстоянии до 48 млн км от орбиты, включая темные астероиды, троянские астероиды Земли и кометы, которые не отражают видимый свет, НАСА обязуется обнаружить и описать не менее 90% околоземных объектов.

И в преддверии Нового года были опубликованы фото марсианской зимы. Песчаные дюны покрыты, в большей степени, не привычным нам льдом, а сухим — углекислый газ, составляющий основу атмосферы Марса, в стоградусные морозы замерзает, минуя жидкую фазу.